В Общественной палате России обсудили реализацию Концепции развития креативных индустрий
Принять
участие в открытой дискуссии смогли жители различных регионов России,
подключившись к обсуждению в режиме онлайн. Наибольшее число участников было заявлено от Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного
округа и Республики Саха (Якутии). Всем им было предложено обменяться
контактами для обмена тематическими предложениями по проведению слушаний.
Главными
вопросами обсуждения стали проблемы создания специфической терминологии,
используемой в отраслях культуры, формирования четкого перечня креативных
индустрий, формулирования и проработки мер системной поддержки креативных
индустрий в России. Во вступительной части обсуждения участники сошлись во
мнении, что коронавирусные реалии простимулировали развитие отдельных направлений
креативной индустрии: гейм-дизайна, отраслей, занимающихся созданием продуктов виртуальной и дополненной реальности и
других. В основном, по мнению участников обсуждения, креативные центры
создаются в крупнейших агломерациях. Но одновременно отрасль раскрывает новые
возможности и для малых городов и городских сообществ.
Так, участник
слушаний, ректор ГИТИСа Григорий Заславский отметил, что по результатам
дискуссии важно окончательно сориентировать людей в понятии «креативные
индустрии»: «К сожалению, в России существует некое недопонимание и путаница
между креативностью и креативными индустриями. Ничего страшного в этом нет —
это позволяет найти свои путь и подходы к тому, что мы понимаем под креативными
индустриями. Мне кажется, одной из тем нашего разговора также должно быть
государственно-частное партнерство, без которого, наверное, сегодня невозможно
обойтись. Президентский фонд культурных инициатив создан именно для того, чтобы
поддержать в первую очередь общественно-частные инициативы в сфере в том числе
креативных индустрий», – отметил он.
Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов подвел итоги завершившегося в сентябре конкурса, обозначив основные механизмы распределения грантовых средств между претендентами на государственную поддержку, сделав акцент на внимании к развитию региональных проектов. Он разъяснил разницу между инициативами, поданными от заявителей из Москвы и реализуемых в столице, и поданных командами из федерального центра, но реализуемым в субъектах федерации или имеющих всероссийских статус. «Часть команд не отождествляют себя со сферой креативных индустрий, путаются в понятии «креативность», не смогли осознать для себя и проектов всех возможностей конкурса, который был направлен в том числе на развитие таких индустрий. Наша задача – донести информацию, что конкурс был «запущен» и для них», - прокомментировал основную тематику беседы Роман Карманов.
О перспективах развития креативных индустрий в России рассказала директор «Роскультцентра» Марина Абрамова. Анонсировав проведение в красноярской резиденции «Каменка» Сибирской креативной недели, она предпочла сделать акцент также на существующих проблемных аспектах, препятствующих развитию креативного бизнеса в регионах. Основными «рычагами» изменений в положительную сторону она считает создание локальных дискуссионных площадок, территориальной инфраструктуры, учитывающей специфики субъектов РФ, особых экономических зон по развитию креативных индустрий, внедрение новых программ обучения в данной сфере, а также формирование финансовой поддержки индустрии – от грантов и льготного кредитования до доступных инвестиций и проработки вопросов налогообложения для креативного сектора.
Татьяна
Абанкина, директор Центра креативной экономики Института исследований культуры
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ
ВШЭ), профессор Института образования НИУ ВШЭ отметила, что в вопросе развития
креативных индустрий важен комплексный подход, состоящий, как минимум, из
четырех равнозначных «блоков». Это, прежде всего, институциональная поддержка, которая
заключается как в лоббировании инициатив, затрагивающих деятельность креативных
индустрий на законодательном уровне, так и в создании самой Концепции развития
креативных индустрий и профессиональных ассоциаций типа Федерации креативных
индустрий или Союза Креативных кластеров (СКК). Второй блок – грантовая
поддержка, основным субъектом в которой выступает Президентский фонд культурных
инициатив. Третий – проектная поддержка, к который относятся в том числе
федеральные инициативы типа создания экосистемы «Придумано в России» и
«Пушкинской карты». Наконец, к четвертому блоку относится проведение значимых
событий в индустрии. Такими проектами в 2021 году стали «Российская креативная
неделя», чемпионат творческих компетенций «Арт-Мастерс», Национальная премия в
сфере креативных индустрий, итоги которой будут подведены через месяц,
и другие.
В ходе
обсуждения практическими кейсами реализации креативных подходов в сфере
культуры и искусства поделились представители Республики Татарстан и
Ханты-Мансийского автономного округа – региона, который одним из первых в
стране разработал и подготовил программные документы по развитию креативных
индустрий в отдельном субъекте федерации, «прописав» в них основные меры
поддержки учреждений и бизнеса, занятых в этой сфере.
Во время
включения свои комментарии в чате обсуждения могли оставлять все желающие. Общественные
слушания в действующем формате продолжатся. О новых датах обсуждений будет
сообщено дополнительно.