Традиционные ремесла как способ перерождения креативного бизнеса
8 июля в рамках Российской креативной
недели состоялась дискуссия на тему «Традиционные ремесла как креативный
бизнес».
Ремесленное
производство феноменально тем, что оно становится способом перерождения
креативного бизнеса. Нарастает интерес к народным промыслам со стороны сетей и
маркетплейсов, они готовы продвигать продукт, включать его в цепочку поставок и
доводить до конечного потребителя.
Об этом и
поговорили участники дискуссии, модератором которой стал генеральный директор
Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. Спикерами
выступили арт-директор «Парк Горького», член Общественного совета при
Минпромторг РФ, практикующий дизайнер, преподаватель в сфере креативных
индустрий Алексей Баранов; художник, резчик по дереву, основатель столярной
мастерской «Русский дом», создатель авторской деревянной игрушки Дмитрий
Чекучинов; заместитель GR-директора Wildberries Павел Поликарпов; советник
руководителя направления «Сделано в России» и торговых цифровых платформ Фонда «Росконгресс»
Коста Кадзов; дизайнер, автор бренда ювелирных изделий Bulygin porcelain
Василий Булыгин; директор АНО «Кластер творческих индустрий», руководитель
дирекции социальных инноваций и креативных индустрий Фонда «Ульяновск –
культурная столица» Кирилл Валов; член Ассоциации Высокой Моды и прет-а-порте
России, член Международной Ассоциации «Союз Дизайнеров», заведующий кафедрой
дизайна костюма РГУ им. А.Н. Косыгина Сергей Сысоев,; директор по международным
партнерским программам АО «Российский экспортный центр» Алексей Мурзенок.
Тон дискуссии задал модератор, обратив внимание, что на встрече присутствуют три типа участников: непосредственно сами производители, представители государственных структур и маркетплейсов. Поэтому каждый сможет поделиться взглядом со своей стороны.
По словам
Алексея Баранова, для промыслов нет какой-либо одной ниши: «Есть огромное
количество разных ниш, где они могут фигурировать: как конечный продукт, как
образ и идея, как маркетинговый ход упаковки. Мы сегодня продаем «историю»,
поэтому промыслы могут наделить теми или иными ценностями бренд».
В дискуссию
включился непосредственный практик, художник Дмитрий Чекучинов. Он отметил, что
в стране критически мало людей, которые делают авторские вещи в национальной
стилистике. Спикер также добавил: «Поддержка от государства есть, но она
направлена именно на институты национальных художественных промыслов. Частным
авторам, которые не имеют статус «народного художника», «мастера народного
художественного промысла», достаточно тяжело – начиная от мастерской,
заканчивая реализацией своей продукции. Но каждый год по нарастающей интерес
возрождается». Он обратил внимание на популярность керамики сегодня.
Василий Булыгин
рассказал о сложностях собственного дела, а также желании масштабировать свой
ремесленный бизнес. «Я нашел тот материал, при котором могу свои идеи создавать
быстро, не дорого. Они получаются эффектно, мы их успешно продаем. Мне
нравится, что я занимаюсь интеллектуальным трудом и у этого есть покупатель».
Сергей Сысоев поделился
опытом работы с народными художественными промыслами. Он – первый из мира моды,
кто делал коллаборацию с гжельским фарфором, а потом жостовскими подносами. Начинал
без какой-либо поддержки, сам приезжал на фабрику и все организовывал. По его
словам, при работе обнажилась важная проблема: «Не дооценивается важность
дизайнера, креативщика. Люди хотят создавать то, что делалось их родителями.
Они, к сожалению, работают на ту аудиторию, которая «уходит».
Возможность
работы с Wildberries озвучил
заместитель GR-директора Павел
Поликарпов. Он отметил рост предпринимателей, ремесленников и домохозяек
на площадке в 2022 году. Основные товары, которые они представляют – гончарное
искусство (Татарстан), аксессуары (Москва, Московская область), швейная продукция
(Ивановская область).
Коста Кадзов
рассказал о медиапортале «Сделано в России», который ориентирован на
продвижение российского бизнеса внутри страны и за ее пределами. Он подчеркнул,
что проект также служит платформой для размещения информации об отечественных
производителях с переводом сразу на 12 языков. «Это хороший механизм для
раскрутки вашего личного бренда, вашего производства и вашей продукции»,
– добавил спикер.
Про флагманские направления креативных
индустрий в Ульяновской области рассказал Кирилл Валов: «Два года назад
мы поставили перед собой задачу узнать – какие у нас ремесла, где они
находятся, какой экономический эффект дают. Поэтому родился проект
«Картирование народных художественных промыслов и ремесел Ульяновской области».
Мы зашли в каждую локальную территорию – даже деревушку – и описали, есть
ли там ремесленник, чем занимается, готов ли он к дальнейшему развитию». Спикер
озвучил желание поделиться таким кейсом с каждым регионом России.
Алексей Мурзенок в конце дискуссии отметил: «У нашего ремесла – большой
потенциал. Нужно учиться продавать, работать с другими рынками».
Напомним, Российская креативная неделя проходит в Москве при
поддержке Президентского фонда культурных инициатив с 7 по 10 июля. Это
площадка для поиска решений, точек роста, межотраслевых партнерств и открытого
диалога с властью для проектирования путей в ситуации санкций и экономического
кризиса.