Народные художественные промыслы: взгляд представителей отрасли на проблемы и пути их решения
8 июля в рамках Российской креативной
недели состоялась дискуссия на тему «Гранты как инструмент поддержки
народно-художественных промыслов и культурного наследия России».
Создание
Президентского фонда культурных инициатив стало значимым шагом в сторону снятия
барьеров развития креативных индустрий в стране. В Год культурного наследия
народов России особую роль приобрели инициативы, направленные на поддержку
народно-художественных промыслов и переосмысление на современном языке
национальной идентичности и наследия.
Все участники встречи
– победители грантового конкурса Фонда. Они рассказали о проблемах отрасли, представили
свои проекты и ответили, как лично им помог грант.
Модераторами выступили генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов и главный куратор-заместитель директора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Алина Сапрыкина. Спикерами – основатель и СЕО FASHION HUB RUSSIA, президент Международной ассоциации байеров INTERNATIONAL BUYERS HUB Георгий Ростовщиков, руководитель проекта «Артефакты и гаджеты: очарование декоративно-прикладного искусства России в сочетании с современными технологиями» Светлана Шаманова, руководитель Международного медиапроекта «Свидание с Россией» кинофестиваля «Территория народного единства» Александр Ильин, создатель Мастерской елочной игрушки «Рождественское яблоко» Дмитрий Богачев, руководитель проекта «Фабрика эмоций» Ирина Асонкова, директор АНО «Агентство Городского развития» в Вологодской области Оксана Андреева.
Многие уверены,
что народные художественные промыслы не работают на массовую аудиторию. Поэтому
Роман Карманов начал дискуссии с насущного вопроса – как популяризировать,
продвигать народные промыслы?
Создатель Мастерской елочной игрушки «Рождественское яблоко» Дмитрий Богачев поделился, как начинал свое дело, отметив важность участия в выставках и ведения социальных сетей. «Наши соцсети ожили после победы в грантовом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. На полученные средства мы сделали ремонт в помещении, после чего у нас стали получаться красивые фотографии для наших сообществ. Это привлекло людей, они делились друг с другом публикациями и приходить к нам. Поэтому продвижение, безусловно, имеет огромное значение», – добавил спикер.
Александр Ильин
отметил: «Если говорить на языке кино, то продвижением занимаются примитивные,
очень простые фильмы – это репортаж с выставки, короткий рассказ о каком-либо
промысле. Считаю, нужно шире использовать современные технологии. Обязательно
заниматься размещением в социальных сетях, публиковать целые циклы фильмов. Мы
не знаем свои народные художественные промыслы, не знаем, чем они отличаются от
поделок, которыми пестрят сувенирные киоски, аэропорты и вокзалы. Они
деформируют наше представление о народном искусстве. Если мы найдем новые
инструменты знакомства бизнеса, индустрии и новых технологий, то они
возродятся, и мы будем ими гордиться!»
Роман Карманов
также озвучил, что многие специалисты «теряются» и боятся работать с большой аудиторией,
размещать продукцию на маркетплейсах. Из-за этого важно понять, народные
художественные промыслы – это про большой бизнес или это уникальная, локальная
тема?
По словам Александра Ильина, например, fashion-индустрия периодически выводит промысел в массы. «Та же новгородская крестецкая строчка присутствует в моделях многих дизайнеров одежды. Наша Наталья Водянова была в таком платье от Ульяна Сергеенко на свадьбе», – прокомментировал он.
Проблема развития народных художественных промыслов лежит в самой аббревиатуре – НХП. Светлана Шаманова отметила, что нужно в целом менять лексикон и краткие, не ясные формулировки – НХП, ДПИ и прочее. Кроме того, по ее словам, важно начинать работу с «лица региона, города»: «Если бы, приезжая в Нижний Новгород, меня встречал мурал нижегородского Провмыза, я бы поняла – здорово, это местные художники!»
Также она
рассказала о проекте «Артефакты и гаджеты: очарование декоративно-прикладного искусства России
в сочетании с современными технологиями»: «Сама философия нашей инициативы –
технология продвижения промыслов. Мы работаем с фондами музеев, смотрим
артефакты разного времени, созданные художниками через язык промыслов.
Современный художник работает с этими объектами, через художественную мифологию
делает вывод, что они предсказывают гаджеты современности: например, клубочек
из сказки становится навигатором. Это и интересно, и «вкусно» для современного
человека».
Оксана Андреева озвучила,
что стоит подумать над упрощением получения статуса «Мастер народного
художественного промысла». «Очень многие люди с уникальным продуктом не могут
попасть в реестр», – заметила она.
Про кастомизацию народных художественных промыслов, стратегическое объединение для создания новых продуктов рассказал Георгий Ростовщиков. «На мой взгляд важно работать же с существующими ретейлерами, делать быстрые и успешные кейсы для бизнеса. В промысле – огромный потенциал», – озвучил он.
По его словам, существует
сложная грань между сохранением наследия, а также правильной интеграцией
продукта в современный быт, современную жизнь. «Я уверен, что промысел может
жить и в традиционной среде, и в ультрамодной».
Роль музеев в развитии и популяризации народных художественных промыслов
обозначила Алина Сапрыкина. «Это институции, нацеленные на то, чтобы сохранять,
изучать, описывать наследие. Промыслы составляют огромный блок в музеях
декоративного искусства. Мы стараемся все это показывать в современных
форматах».
Также она пояснила, что главное – это прежде всего люди. Они являются
источником традиций и знаний. «Промыслы живут благодаря носителям мастерства.
Если их не будет, дальше можно придумывать уже сколько угодно грантов,
маркетинговых приемов, молодых дизайнеров, но воссоздать ничего не удастся,
если не сохранять уже сейчас».
Ирина
Асонкова в своем выступлении отметила, что при создании проекта «Фабрика
эмоций» они шли «от проблем». «Первой стало объединение ремесленников. Поэтому
мы создали акселератор «Путь ремесленника», где состоялось обучение 75 человек
из Вологодской области. Вторым шагом была консолидация более широкого круга
людей – фотографов, дизайнеров, керамистов». Сейчас они решают третью проблему
– оцифровка необходимых ресурсов для творчества, которые «лежат в закромах
музеев». Для этого
заполняют заявку на получение очередного гранта Президентского фонда культурных
инициатив.
Напомним, Российская креативная неделя проходит в Москве при
поддержке Президентского фонда культурных инициатив с 7 по 10 июля. Это
площадка для поиска решений, точек роста, межотраслевых партнерств и открытого
диалога с властью для проектирования путей в ситуации санкций и экономического
кризиса.