Худрук Московского государственного симфонического оркестра Иван Рудин: «Опасение быть непонятым в творческом конкурсе – ложный страх»
Иван Рудин – эксперт Президентского фонда культурных инициатив, пианист и талантливый дирижер Московского государственного симфонического оркестра, не боится пробовать себя в новых проектах. Его творческий «стартап», как сказали бы сейчас, – фестиваль с двадцатилетней историей «ArsLonga» – появился из дерзкой задумки студента консерватории, а серия симфонических сказок воплотила мечту о том, чтобы дети всех возрастов полюбили классическую музыку.
О шансе творчески заявить о себе и преодолении страха быть непонятым
– Иван Александрович, итоги заявочной кампании грантового конкурса такие: 12 460 проектов из 83 регионов страны оформлены и поданы. Это много. И, я думаю, их было бы еще больше, если бы творческие люди со всей страны не сомневались в себе, а направили заявки на конкурс…
–
Действительно, конкурс – это отчасти история о смелости творческого человека,
его возможности заявить о себе. Помните, как в известном латинском изречении:
дорогу осилит идущий? Так вот это и есть тот самый первый шаг, сделать который
важно решительно. Риска в этом действии нет, даже в случае неудачи. Смотреть на
участие в нем нужно как на шанс проверить, насколько удачно сложилась в голове
концепция проекта.
–
И еще в том, насколько эту концепцию получилось доходчиво изложить…
– Думаю, это сложное задание для творческих людей – описать идею словами. Но все же это важный навык, и его нужно культивировать. Опасения быть непонятым в этом случае ложные. Я не помню проектов, аналогичных конкурсу Президентского фонда культурных инициатив, реализованных на государственном уровне в европейских странах. Важно, чтобы на это обратили внимание творческие люди, протянули руку, приложили небольшое усилие – создали свой проект, описали его.
–
Экспертная работа – это сложно? Вы так часто становились музыкальным арбитром,
судьей в творческих конкурсах, что, мне кажется, уже должен если не
сформироваться, то по крайней мере, получить яркое выражение метод оценки
творческих работ? Я права?
–
Я бы не стал сравнивать экспертную работу в Фонде с музыкальным конкурсом
профессионалов. Быть в жюри такого состязания – это сложно, и честно говоря, с
большим элементом субъективного. На музыкальном конкурсе решается судьба
человека, на кону – его достижения как профессионала, как исполнителя. В Фонде
– немного другая история. У нас получилось сформировать «перила», «каркас», 10
оценочных критериев, которые помогут ответить на вопрос «Как оценить проект?».
Есть балльная система. Эксперт в этом случае может выбрать лишь «оттенок» для
оценки. Фонд создал прозрачный механизм, при котором оценивающему проект будет
сложно сказать «черное», если перед ним «белое», и наоборот. Это сразу бросится
в глаза коллегам и полностью исключит фактор «пристрастности».
–
А как эксперту сохранить объективность при оценке проектов?
– Стараться абстрагироваться от мыслей, что какие-то из проектов могут быть тебе заочно знакомы. Вырабатывать внутреннюю интуицию, «прощупывать» проект от и до, «изнутри», пытаясь разобраться, насколько планы автора, прописанные в одной части заявки, сочетаются с механикой, прописанной в другой. Если в каждой из них есть логика, если есть люди, готовые поддерживать проект, это говорит о многом.
–
А вот в регионах, например, беспокоятся, что все призы заберет себе столица, и
конкуренции с проектами из Москвы и Петербурга проектам из глубинки не
выдержать…
– А я готов подтвердить: «маятник» оценки действительно способен «перевесить». Но, по моему убеждению, все-таки наоборот – в сторону региональных проектов. Я бы больше беспокоился за Москву (смеется). Разве есть смысл проводить все крупные фестивали в столице? Это и без того город уникальных возможностей, где сосредоточено огромное количество культурных событий. Регионам важно помочь. Если проекты будут похожими, равнозначными по силе, убедительности, но при этом конкурирующими – мой выбор в пользу региона.
–
Вам ближе проекты, связанные с классической музыкой, или шанс получить от
вас высокий балл есть, к примеру, у идей с андеграундным звучанием?
– Я часто поддерживал проекты, связанные с рок-музыкой. Потому что знаю: важно, чтобы творческая идея была понятно описана, имела ясную цель, возможно – опыт реализации ранее. И если эти простые требования соблюдаются, то почему бы мне, музыканту из сферы академической музыки, не поддержать коллег из другого «цеха», когда то, что они делают – прекрасно?
–
Заявочная кампания конкурса показала: во многих регионах готовы идти на
многое в творческом плане, чтобы организовать фестивали, способные со временем
стать визитными карточками территорий, городов. У вас подобный опыт был: 20 лет
назад «ArsLonga»,
курируемый вами фестиваль, «вырос» из дерзкой студенческой идеи…
–
Фестиваль был даже не студенческой задумкой: я к тому моменту только окончил
школу. Сдал вступительные экзамены в Московскую консерваторию, а на первом
курсе решил воплотить мечту в жизнь. Честно: не знал ту воду, в которую вхожу.
Представьте: 2000-й год, в стране не происходит ровным счетом ничего, ни одного
действующего фестиваля, по сути. Творческое сообщество явно демонстрировало: к
идее они относятся с недоверием. Но часть старших коллег, многие уважаемые
деятели культуры и искусства, меня поддержали, поверив, возможно, моей
уверенности в себе. Когда начинали фестиваль, не хватало денег для того, чтобы
заплатить за аренду зала для закрытия. Но кто не рискует – не пьет шампанского.
Внезапно появился частный спонсор… Я это к чему: двадцать лет назад все было
иначе. Конкурс Президентского фонда культурных инициатив позволяет пойти по
более простому пути.
–
Каким будет ХХI
Фестиваль «ArsLonga»?
– Программа начинается 7 октября, а завершение фестиваля запланировано на 14 ноября. Мы проведем Чайковский марафон в Зарядье – по аналогии с тем, что был в прошлом году, посвященный 250-летию со дня рождения Бетховена. В этом году фестиваль начнем с региональной программы, в Симферополе. Дарья Мороз и Московский государственный симфонический оркестр по мотивам «Сказок 1001 ночи» «прочтут» – и актерски, и музыкально, сыграв одноименную сюиту Н.А. Шостаковича, симфоническую сказку «Шехеразада». После в рамках фестивальной программы выступим на площадке проекта «Арт-кластер «Таврида» в Судаке. А в ноябре, как я уже говорил, зову всех на закрытие фестиваля – Чайковский марафон. Сыграем все концерты с оркестром с участием известных солистов – Константина Емельянова, Филиппа Копачевского, Юрия Фаворина, Нарека Ахназаряна и других.