Старейший фестиваль новой музыки «Звуковые пути» пройдёт в Петербурге
С 17 по 27 ноября в
Санкт-Петербурге пройдет XXXIV фестиваль новой музыки «Звуковые пути»,
посвященный двум крупным памятным датам – 100-летию со дня рождения венгерского
композитора Дьёрдя Лигети и 130-летию пионера микрохроматики Ивана
Вышнеградского. Впервые в России прозвучат камерные сочинения Вышнеградского и
премьерные произведения-посвящения от современных композиторов в память о
Дьёрде Лигети и Иване Вышнеградском. Проект реализуется при поддержке Президентского
фонда культурных инициатив. Организаторы – Союз Композиторов
Санкт-Петербурга и АНО «МОЛОТ-АНСАМБЛЬ».
Концертные, мультимедийные и
образовательные программы пройдут на трёх ключевых площадках Санкт-Петербурга –
в Малом зале филармонии, Екатерининском собрании и на Новой сцене
Александринского театра.
Фестиваль новой музыки «Звуковые
пути» – старейший форум современной академической музыки в России. Основанный в
1989 году композитором, профессором Александром Радвиловичем, фестиваль стал
проводником в мир музыкального авангарда для нескольких поколений петербургских
слушателей и гостей города на Неве. В 2023 году основатель Фестиваля принял
решение о передаче художественного руководства композитору и директору
Петербургского МолОт-ансамбля Артуру Зобнину.
В фестивале прозвучит музыка
композиторов-авангардистов всех поколений – от уже ставшей классикой музыки
пионера микротоновой музыки Ивана Вышнеградского до молодых петербургских
авторов. В рамках проекта запланировано более 20 мировых и российских премьер
сочинений Георга Хааса, Майкла Финисси, Анатолия Королёва, Светланы Лавровой,
Олега Гудачёва, Артура Зобнина, Александра Радвиловича, Дарьи Маминовой и
других композиторов. Самым масштабным событием станет премьера пяти
мультимедийных опер «Русские писатели пишут письма» – это коллаборация авторов
новой музыки и contemporary art. Молодые российские художники в сотрудничестве
с режиссёром Пермского театра оперы и балета Фёдором Федотовым создадут
музыкальный арт-объект, в котором мультимедийное сопровождение и инсталляции
станут одним из ключевым инструментов работы с восприятием зрителя.
Образовательная программа будет
включать три лекции от прозаика, сценариста и кандидата филологических наук,
доцента кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ Нины Щербак,
музыканта и редактора интернет-версии журнала «Музыкальная академия» Элины
Андриановой, музыкального критика Александра Лаврухина.
«XXXIV фестиваль «Звуковые пути»
пройдет с новой командой, и это, с одной стороны, значит, что мы сохраняем и
развиваем традиции уважаемого форума, с другой – предлагаем вниманию публики
новые направления. У нынешнего фестиваля несколько векторов. В 2023 году
исполняется 100 лет Дьёрдю Лигети, одному из главных композиторов послевоенного
авангарда. Концерт-открытие посвящен целиком его музыке – это одна из самых
сложных программ, которые мы с МолОт-ансамблем делали за 11 лет нашего
существования. Настоящий вызов нашей виртуозности, ансамблевым умениям и
выносливости. 100-летие Лигети задает вектор фестивалю – в программе будут и
пьесы-посвящения мастеру от композиторов ассоциации «Звуковые пути», и пьесы
современников, которые представят ансамбль артистов Академического
симфонического оркестра Филармонии. Большой концерт даст хор «Festino», где
прозвучат российские премьеры современников Лигети и премьеры современных
российских авторов. Дьёрдь Лигети дал импульс многим направлениям новой музыки,
был одним из пионеров инструментального театра, а также электронной музыки», –
отмечает художественный руководитель фестиваля «Звуковые пути» и директор
Петербургского МолОт-ансамбля Артур Зобнин.
«Направление мультимедиа в нынешнем
фестивале представлено особенно широко – нас ждет программа «Все флейты мира»
Алексея Исаева, где композиторы сочетают звучание академических и этнических
флейт с мультимедиа, сногсшибательная программа от артистов Центра
электроакустической музыки Московской Консерватории «Регенерация», премьера
мультимедийных опер «Русские писатели пишут письма». Отдельное место занимает
концерт – марафон. Где и когда вы последний раз в Санкт-Петербурге слышали два
рояля, настроенных в четверть тона? Российские премьеры пьес Ивана
Вышнеградского, Георга Фридриха Хааса. Премьера пьесы Олега Гудачева,
заказанная в рамках программы «Ноты и квоты». И отличный пул совсем молодых
исполнителей новой музыки – недавних выпускников дисциплины «Интерпретация
новой музыки», которую с прошлого года ведут в Петербургской консерватории
солисты МолОт-ансамбля».
Сайт фестиваля: https://soundways.ru/